Керамика — это термин, который обозначает все что сделано из глины и затем обожжено в печи. Для моделирования используются специальные формы или гончарный круг. После предметы могут также обрабатывается вручную, чтобы добавить необходимый декор и скорректировать форму.
Под термином терракота подразумевают предмет сделанный из глины и обожженный в специальной печи при температуре около 900 ℃. Предметы после обжига получаются пористыми, различных цветовых оттенков — от бежевого до кирпично-красного, в зависимости от количества железа содержащегося в сырье.
Перед обжигом, в особенности если была использована глина ярко-красного оттенка, можно покрыть предмет жидкой белой глиной, чтобы скрыть красный цвет. Это делается с целью, чтобы потом можно было использовать технику сграфитто. После объект покрывается глазурью богатой свинцом и возможно определенными цветами. Эта техника называется сграфитто или техника ангоба.
Но чтобы сделать базу для нанесения рисунка необязательно наносить покрытие из белой глины, можно покрыть терракоту белой непрозрачной глазурью с добавлением оксида олова. На эту необожженую глазурь наносятся рисунки с использованием красок на основе оксидов металлов: железо для янтарных и коричневых тонов; сурьма для желтых оттенков; медь для зеленого и бирюзового тонов; кобальт для синего; марганец для фиолетового и темно-коричневого. В свою очередь оксид олова, который присутствует в глазури — это белый цвет. Именно эта техника по производству керамики и называется майоликой.
Этапы в истории, варианты исполнения майолики:
1300-1400 гг (архаическая майолика)
1400-1450 гг (рельефно-голубой жанр)
1450-1500 гг (готически-цветочный жанр)
1500-1550 гг (жанр «исторический» эпоха возрождения)
1550-1600 гг (белый фаянс)
1600-1700 гг (успехом пользуются темы эпохи возрождения)
1750-1800 гг (роспись для низкотемпературного обжига)
1859-1900 гг (возрождение старых стилей)
1900-1935 гг (стиль модерн и ар-деко)
с 1946 г (послевоенный период)
Этапы производства майолики:
Подготовка материла
Для производства майолики используется только должным образом очищенная глина с добавлением воды для того чтобы с ней можно было работать, придавать необходимую форму.
Такие минералы как кварц, шпат, карбонаты — могут изначально уже присутствовать в глине или же их можно добавлять для придания материалу большей или меньшей пластичности.
Моделирование (придание формы)
Есть разные техники моделирования: использование гончарного круга для создания округлых форм или использование специальных форм для производства серии одинаковых предметов.
Сушка
Перед обжигом необходимо дать воде, которая была добавлена в глину, испариться. Вследствие чего произойдет уменьшение объекта в объеме (усадка).
Обжиг
Первый обжиг майолики происходит при температуре 980 ℃, а второй обжиг после нанесения глазури и возможного декора при температуре 920 ℃.
Третий обжиг проходит при более низкой температуре, чем предыдущий и нужен он для создания блеска а также для определенных цветов, таких как пурпурно-красный и золотой (низкотемпературная обработка 700-760 ℃)
Покрытие глазурью
Глазурь — это стекловидное непрозрачное покрытие, белое или цветное, которое делает обжигаемый предмет влагостойким и придает особенный эстетический вид произведению искусства, поверх нее может быть нанесен декоративный рисунок.
Нанесение декора
Рисунки могут наноситься с помощью трафарета или непосредственно красками по поверхности предмета.
Традиционные краски майолики сделаны из оксидов или других соединений на основе кобальта, меди, марганца, сурьмы, железа (декор высокотемпературной обработки).
В течении 18 века цветовая палитра расширилась и начал применяться новый декор, который используются также при обработке фарфора (краски низкотемпературной обработки)